НВВИКУ
АРХИВ

Архив Калининградского Высшего Военного Инженерного Училища инженерных войск А..Ждаанова  переехал в Подольск ЦА МО ул. Кирова 74

+7(4967)69-90-05 телефон
+7 (4967)63-90-05 факс


НВВИКУ-НВИИВ


Новости НВВИКУ-НВИИВ


photorumors.ru

История кафедры двигателей и базовых машин

Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище. г. Кстово

Послевоенные годы училища

Исторический анализ итогов Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что постоянное совершенствование техники и вооружения, способов и форм их применения явилось основной победы советского народа. Было убедительно доказано, что советская техника, в том числе и инженерная, тактика действий подразделений и частей инженерных войск значительно превосходят фашистские. В этом немалая заслуга выпускников Ленинградского военно-инженерного училища.

Свыше 10 тысяч командиров и преподавателей, направленных на фронт, командовали подразделениями и частями инженерных войск. Инженерные войска внесли значительный вклад в дело разгрома фашистской Германии. Среди героев Советского Союза свыше 600 представителей инженерных войск, в том числе 76 выпускников училища.

Сразу после окончания войны перед командованием училища стояла задача по передислокации училища из г. Костромы, куда оно было перебазировано в начальный период войны, в г. Ленинград. И уже летом 1945 года эта задача была выполнена.

Начался новый этап в развитии училища. Необходимо было готовить выпускников с учетом опыта. С 1 сентября 1946 года училище приступило к обученью курсантов по трехлетней программе обучения, в которой основной упор был сделан на опыт, приобретенный инженерными войсками в Великой Отечественной войне. На этот период перед командованием училища, преподавательским составам стояла основная задача – готовить для Советской Армии офицеров инженерных войск, преданных Родине, любящих и хорошо знающих военно-инженерное дело и инженерную технику, способных командовать инженерными подразделениями и применять средства инженерного вооружения по назначению.

Начальником училища назначается Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск Швидкой П.В., под руководством которого быстро и качественно был налажен учебный процесс, начала создаваться и совершенствоваться учебно-материальная база училища.

В 1947 году начальником училища назначается генерал-майор инженерных войск И.И. Малов, бывший начальник инженерных войск 24, а затем 4 ударной армии. Имея богатый опыт руководства инженерными войсками, Николай Иванович внес большой вклад в обобщение боевого опыта действий инженерных частей и подразделений в период войны.

В 1946…1948 годах начались интенсивные разработки и выпуск новой инженерной техники, позволявшей механизировать часть работ по выполнению задач инженерного обеспечения боя. Начали выпускаться новые переправочные средства, грузоподъемная, землеройная техника, путепрокладочные средства, передвижные электростанции и др. В связи с бурным ростом количества инженерной техники в войсках назрела необходимость готовить выпускников училища, знающих и умеющих эксплуатировать и правильно применять военно-инженерную технику.

В 1948 году в училище создается цикл электротехники и двигателей внутреннего сгорания. Видимо будет справедливо считать этот год годом рождения кафедры.

В 1949 году Директивой ГШ ВС СССР № орг./10/ 111562 от 3.6.1949 вводится «Инженерно-технический цикл» с преподаванием дисциплины «Двигатели внутреннего сгорания и инженерные машины».

В этом же году училище получило новую территорию для лагерной базы, в оборудовании которой активное участие принимали преподаватели и лаборантский состав инженерно-технического цикла. Быстрыми темпами создавалась и совершенствовалась полевая учебно-материальная база цикла. Уже с 1 июня 1950 года начались занятия с курсантами в новом лагере, где к этому времени были построены учебные городки, служебные помещения, здание штаба, столовая, общежитие для офицеров и другие объекты.

Появление и дальнейшее совершенствование оружия массового поражения (ОМП) вызвало настоятельную необходимость изучения действий подразделений и частей инженерных войск (ИВ) в условиях применения ядерного оружия (ЯО). На машинах, применяемых в качестве базовых для инженерного оборудования, устанавливаются средства коллективной защиты экипажа от последствий применения ядерного оружия. Изучение конструкции этих средств и порядок их применения осуществлялась на инженерно-техническом цикле.

Тема «Действия в условиях применения ЯО и защита от него» была включена во все дисциплины обучения курсантов, в том числе военно-технические.

В связи с продолжающимся увеличением количества инженерной техники в войсках и ее усложнения в 1953 г. Директивой ГШ ВС СССР № орг./7/575058 от 3.11. 1953 г. «Инженерно-технический цикл» преобразуется в цикл «Машины инженерного вооружения и электротехника», а уже в 1954 году Директивой ГШ ВС СССР № орг./7/07594 от 23.9. 1954 г. цикл «Машины инженерного вооружения и электротехника» исключается и вводится самостоятельный цикл «Инженерных машин и механизации военно-инженерных работ».

На этом цикле предусматривалось изучение материальной части двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и базовых колесных и гусеничных машин, а также навесного, встроенного и буксируемого оборудования, порядка его эксплуатации и применения при выполнении задач инженерного обеспечения.

Научно-технический прогресс и возросшие после Великой Отечественной войны экономические возможности страны к концу 50-х годов привели к коренным изменениям во всех сферах военного дела.

На вооружение в войска поступают принципиально новые оружие и боевая техника. Происходит подлинная революция в военном деле, что явилось причиной коренной перестройки организации войск, способов ведения боевых действий, методов обучения и воспитания личного состава. Огромное значение стало уделяться в училище полевой выучке курсантов, которая стала основой для проведения занятий по всем дисциплинам учебного плана.

С 1951 по 1961 год училище возглавлял генерал-майор инженерных войск Акатов А.К.. Выпускник училища 1921 года, участник гражданской и Великой Отечественной войн, закончивший войну начальником Инженерных войск армии.

1955 года в училище вводится войсковая стажировка. Систематически проводятся командно-штабные учения и групповые упражнения.

Практическое участие в организации эксплуатации и ремонта техники, проведение парко-хозяйственных дней, подготовке техники к учениям и использование ее в ходе учений способствовали выработке у курсантов умения в организации технического обеспечения в условиях, приближенных к боевым. Одновременно войсковая стажировка и учения выявили недостатки в подготовке офицеров инженерных войск, в частности, недостаточные знания и навыки в организации технического обеспечения (эксплуатации, эвакуации, организации взаимодействия с другими видами технического обеспечения).

Это послужило одной из причин введения в училище нового цикла дисциплин под названием цикл «Эксплуатации и ремонта двигателей и электротехники», на который было передано преподавание материальной части ДВС и инженерных машин. Новый цикл «Эксплуатации и ремонта двигателей и электротехники» был учрежден Директивой ГШ Сухопутных войск № ОШ /5/244932 от 6.9.57 г. и просуществовал до 1965 года.

В этот период продолжалось бурное развитие СИВ и оснащение ими Вооруженных Сил. Существенно увеличился объем технической информации по устройству военной техники различного назначения.

В войска поступили новые путепрокладчики БАТ, машины для отрывки котлованов МДК, а также машины для отрывки траншей и ходов сообщения БТМ на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, продолжали поступать новые переправочно-десантные средства, механизированные мосты, мостоукладчики, грузоподъемные средства, передвижные электростанции и другая военно-инженерная техника готовилась к серийному выпуску установка разминирования УР-67 и целый ряд других образцов военно-инженерной техники.

В связи с бурным развитием средств инженерного вооружения Приказом МО ССР №0298 от 4.12.1965 г. и Директивной ГШ ВС СССР № орг./11/111011 от 16.05.1966 года вновь создается самостоятельный цикл «Двигателей внутреннего сгорания и теплотехники».

Кафедра двигателей и базовых машин

НВИИВ/фото

18 июня 2011

Фотографии с 15 выпуска курсантов НВИИВ. Кстово

Фотографии с 15 выпуска курсантов НВИИВ. Кстово

Начальники училища

Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск Швидкой П.В.

1946. Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск Швидкой П.В.

В 1947 году начальником училища назначается генерал-майор инженерных войск И.И. Малов, бывший начальник инженерных войск 24, а затем 4 ударной армии

В 1947 году начальником училища назначается генерал-майор инженерных войск И.И. Малов, бывший начальник инженерных войск 24, а затем 4 ударной армии

С 1951 по 1961 год училище возглавлял генерал-майор инженерных войск Акатов А.К.. Выпускник училища 1921 года, участник гражданской и Великой Отечественной войн

С 1951 по 1961 год училище возглавлял генерал-майор инженерных войск Акатов А.К.. Выпускник училища 1921 года, участник гражданской и Великой Отечественной войн

 


Адрес НВИИВ (НВВИКУ)

607654, Нижегородская область, г.Кстово-4, НВИИВ (военный институт ранее известный как НВВИКУ).

2010-2015© НВИИВ г. Кстово

контактный e-mail администратора сайта: akulgin@ya.ru

Яндекс.Метрика